Образование 26 сентября 331 Наталья Лаврова

Инклюзивное образование — норма или исключение?

За рубежом эта форма обучения давно является приемлемой, а в России такую систему только пытаются внедрить. Инклюзивное образование на своем пути сталкивается с множеством социальных, материальных и экономических проблем. Вокруг инклюзии всегда много споров.

Для одних это единственный шанс на то, чтобы их признало общество. Другие против инклюзивного образования и всяческими способами пытаются помешать формированию данной системы.

Что такое инклюзия

У нас, в России, не каждому понятно значение данного термина. Инклюзивное образование подразумевает, что процесс обучения для всех детей с разными нуждами протекает в едином пространстве.

Обучение выстраивается таким образом, чтобы всем членам группы было комфортно и доступно. В таком случае школа должна создать специальные условия для реализации этого процесса (пандусы, лифты, удобные для колясок проходы, помощь тьюторов). Все перечисленные условия обходятся очень затратно, поэтому многим учреждениям проще от этого отказаться, а детей с особенностями развития поместить в специальные учреждения.

Принципы инклюзивного образования

  1. Каждый человек важен вне зависимости от его способностей и умений.
  2. Человек способен мыслить и переживать.
  3. Каждый общается и имеет право на свою позицию.
  4. Все люди тесно связаны друг с другом.
  5. Реальные взаимодействия порождают процесс обучения.
  6. Всем людям важны дружба и взаимопомощь.
  7. Любая деятельность — это и есть достижение.
  8. Жизнь становится интереснее при различиях.

Инклюзивное образование — норма или исключение?

Проблемы инклюзивного образования в ДОУ и школе

Сегодня есть учреждения, которые все-таки решились на инклюзию. Это непросто, ведь необходимо создать много условий, сделать среду безбарьерной.

В системе дошкольного образования внедрить инклюзию может быть проще, потому что дети в таком возрасте не видят разницу между с собой и ребенком на коляске. Есть сложности с подготовкой педагогического персонала. Немаловажное место занимают родители, ведь они не всегда готовы отдать малыша туда, где есть дети с особенностями развития. Для этого должно поменяться мировоззрение человечества.

Инклюзивное образование в школе имеет много сложностей: отсутствие пандусов, дверных проемов, нет разработанной программы, а педагогический коллектив не всегда знает, что такое инклюзия.

К тому же, здоровые дети часто бывают жестокими и нетерпимыми. Они не всегда готовы принять в свой коллектив сверстника с какими-то особенностями.

Мнения экспертов

Многие педагоги признают важность инклюзии, но они не знают, как нужно работать с детьми, у которых есть ОВЗ в рамках большого класса. В рамках школы очень непросто реализовать условия инклюзивного образования и при этом сделать так, чтобы никто из учеников не был ущемлен.

Важно, что педагоги должны проходить специальную подготовку для работы с разными детьми. Обычно дети, которые видят разных сверстников, становятся добрее, милосерднее, они учатся ценить свою жизнь и помогать своему ближнему. На сегодняшний день многим заведениям проще отправить ребенка с проблемами в специальное учреждение, нежели создать для него комфортную среду.

Есть учителя, которые категорически против внедрения инклюзии в общеобразовательные учреждения, потому что считают, что каждый обладает своими способностями, знаниями и возможностями. Не каждому дано решать уравнения и сложные задачи. Педагоги не хотят что-то менять, им проще отказаться от всей этой системы. Они считают, что пребывание детей-инвалидов может пагубно сказаться на здоровых детях.

Сегодня есть учреждения, которые все-таки решились на инклюзию. Это непросто, ведь необходимо создать много условий, сделать среду безбарьерной. Возможно, через несколько лет все учреждения станут инклюзивными, а специальных образовательных организаций и вовсе не будет.

Мнения родителей

Не всегда родители знают о своих возможностях и правах. Порой дети-инвалиды сидят дома и не получают никакого образования, они оторваны от внешнего мира, не умеют общаться и играть. У нас есть специальные учреждения разных типов в зависимости от отклонения ребенка.

Очень часто родители отказываются сдавать ребенка в такую школу. Понять их можно, ведь нередко это хмурое здание, строгие учителя, больше похожие на работников колонии, детям дается очень легкая программа, а по окончании учреждения они получают свидетельство о получении образования.

Ребенок в любом случае, если это физически допустимо, должен находиться в компании сверстников, он должен дружить и общаться.

Есть очень продвинутые родители, которые готовы ради ребенка горы свернуть. Такие люди доказывают, что их ребенок способен обучаться в общеобразовательной организации. Для ученика создают специальные условия инклюзивного образования, и он учится, как все его сверстники. При таком раскладе важно, чтобы всем участникам процесса было психологически комфортно.

Похожие статьи

Показать еще

Лучшие статьи за неделю

267
0
223
0
234
0
213
0
300
0
242
0
219
0
208
0
182
0
164
0